Поскольку флоу далеко не всегда можно найти в естественных условиях, становится довольно важно реализовать его на рукотворных трейлах. Это открывает возможности для большего количества людей получить удовольствие от катания, новый опыт и ощущения. И чем тщательней они будут спроектированы, тем больше позитивных эмоций можно будет получить от катания.

Ханс “No Way” Рэй

Первые две книги от IMBA, Trail Solutions: IMBA’s Guide to Buildeing Sweet Singletrack (2004) и Managing Mountain Biking: IMBA’s Guide t Providing Great Riding (2007) оказали огромное влияние на развитие горного велосипеда по всему миру. Было продано более 30000 копий обоих книг в 60 странах по всему свету. Ими воспользовались как профессиональные строители, так и волонтеры-трейлбилдеры, они оказали влияние на землевладельцев и лэнд-менеджеров, их цитировали в различной научной литературе и они были воспроизведены (с сохранением оригинального контента) на бессчетном количестве различных вебсайтов и ресурсов. 

Создавая эти книги, редактор Pete Webber и его помощники сделали то, что до них не совершал никто: они полностью описали и поделились искусством и наукой устойчивого трейлбилдинга и успешного трейлменеджмента. Они собрали техники и инновации от гуру своего дела по всему миру, в том числе, непосредственно от участников IMBA Trail Crew, и представили эту информацию в легко воспринимаемом формате, в сопровождении высококачественных иллюстраций и фотографий. Книги стали источником вдохновения для развития нового поколения еще более продвинутых техник и новшеств как для строительства, так и управления трейлами общего пользования. 

В данной книге авторы отошли от темы двух предыдущих книг от IMBA - акцент сдвинут, в первую очередь, на велосипедные трейлы и те элементы инфраструктуры, которые характерны именно для горного велосипеда. В IMBA, конечно, не принижают значимость трейлов общего пользования, доступных как для пеших туристов, конников, велосипедистов и других любителей активного отдыха на природе. Но байк-парки и флоу-трейлы, при условии, что они не допускают не-велосипедного трафика, полностью оптимизированы для велосипедов, и имеют дизайн и конструктивные решения, предназначенные исключительно для ваших велосипедных покрышек. 

Еще эта книга также отличается от предыдущих тем, что большинство советов и решений, приведенных в ней, ориентированы в первую очередь на профессиональное проектирование и строительство, а не на волонтерский подход. Хотя волонтерское движение и остается одной из основных ценностей IMBA и связанных с IMBA местных организаций, нюансы успешного создания общественной зоны для катания, с наличием риск-менеджментом и полностью оптимизированной для велосипедов, где можно безопасно и с удовольствием кататься, по времени и по бюджету часто требуют профессионального опыта и возможностей. Хорошо организованная группа волонтеров все еще может сыграть очень важную роль при поддержке велосипедной трейловой системы или байк-парка, но эта поддержка далеко не всегда может выражаться в ручной шейперской работе. 

В то время, как в ранних книгах IMBA делался упор на важность трейлбилдинга в тесном сотрудничестве со структурами, осуществляющими управление землей, одним из основных советов данной книги будет еще больше поднять уровень сотрудничества, привлекая местные органы самоуправления. Ценники современных байкпарков весьма не маленькие - суммы от 100 000$ и выше не являются чем-то необычным, и это только для этапов проектирования и строительства. Дальнейшее содержание и обслуживание этих довольно масштабных инфраструктурных объектов может несколько превысить возможности группы волонтеров. Более того, принимая во внимание необходимость качественного управления рисками и возможные юридические вопросы в плане ответственности, партнерство с гос. органами может дать очень весомые преимущества (обычно это департаменты/отделы, заведующие парками и рекреационными зонами, в нашем случае - министерства/отделы спорта, отдыха и туризма), поскольку там имеют колоссальный опыт и ресурсы по решению такого рода проблем. 

Казалось бы, зачем тратить время, силы и средства на широкобюджетные проекты, когда строительство и катание на тех же лесных трейлах дает и без того немалое количество опыта и впечатлений для многих велосипедистов? Тут стоит обратить внимание на эффект, который дают аналогичные, специально возведенные объекты в других сферах outdoor-активности. На горнолыжных курортах, сноупарки открыли миру целый новый стиль катания для лыжников и сноубордистов, привлекая в этот спорт все больше и больше молодежи. Скалолазание получило просто взрывной прирост популярности после того, как появились крытые скалодромы, а планка технической сложности поднялась на значительную высоту, после того, как скалолазы смогли начать тренироваться круглый год. И что еще более важно, все эти весьма специфичные типы спортивных площадок позволили заниматься активным отдыхом огромному количеству людей, которые ранее, возможно, даже и не помышляли об этом. 

Байк-парки и флоу трейлы представляют ценность для велосипедистов в любым уровнем навыка, начиная с 6-ти летних детишек на баланс-байках и заканчивая 16-ти летними сорвиголовами в клетчатых рубашках, и даже 60-ти летние порой не прочь раскатиться в поисках чего-то новенького. Они могут дать вам потрясающие впечатления на долгий период. Эта книга, как и предыдущие две, нацелена на то, чтобы обеспечить необходимые знания и вдохновение для создания выдающихся велосипедных объектов.

Всего лишь за пару десятилетий, маунтин байк прошел путь от "сомнительного" и малоизвестного вида спорта до индустрии, известной по всему миру и привлекающей новых участников каждый день. 

Что же такое байкпарки? Это велосипедные объекты, которые могут предложить специально построенные именно для велосипедистов, спроектированные и воплощенные в жизнь велосипедистами, с целью дать как можно больше фана. Райдеры с высоким уровнем навыков всегда строили большие вылеты и пролеты, и все эти безумные темы в первую очередь для себя. Но лидеры зарождающегося паркового движения открыли для себя, что недостаточно предлагать площадки только для серьезного экстрима. Чтобы парк имел успех, мог расти и расширять свою клиентскую базу, им пришлось начать строить трейлы и катальные темы, специфичные для разных уровней подготовки. Тут можно провести аналогию с горнолыжными курортами, где в свое время тоже поняли, что начинающий лыжник может стать постоянным клиентом, если обеспечить ему возможность и среду для обучения. Точно так же, велосипедистов с любым уровнем подготовки, всегда заинтересует возможность повысить свои навыки и приобрести новый опыт, как в скилл-парках или на не обладающих излишней сложностью спусковых флоу-трейлах. 

Один из крупнейших городских муниципальных байкпарков в мире — Valmont Bike Park, находится в городе Boulder, штат Колорадо. На почти 170 тысячах кв. метров строители разместили огромное количество элементов практически из всех направлений маунтинбайка. Здесь трасса для дуал-слалома соседствует с циклокроссовым кругом, кросс-кантрийные петли соприкасаются с со слоуп-стайловыми секциями, а с трассы байкер-кросса и больших дертов видно детский памптрек и скиллпарк. При этом парк абсолютно бесплатен для посещения. Второе фото — один из самых массивных и идеально выведенных дерт-парков современности, расположенный в Новой Зеландии

В первом десятилетии нового тысячелетия, потребность в специализированных велосипедных объектах резко возросла. Райдеры, общественные активисты и ленд-менеджеры начали работать сообща, чтобы вместе определить потребности и методы для создания ландшафтных решений, пригодных для катания на горном велосипеде, Польза и выгода от более углубленного изучения среды стали очевидными, и велосообщество стало изыскивать способы, как лучше определить набирающие обороты тренды в катании, чтобы понять, какие объекты смогут развиваться дальше и оставаться востребованными. Были приложены усилия для того, чтобы максимально сократить какое бы то ни было пересечение интересов у различных групп посетителей трейлов. Для большей безопасности и разнообразия стали больше использоваться однонаправленные трейлы, а сами велосипедисты разработали систему знаков и указателей, с помощью которой можно четко охарактеризовать сложность того или иного участка, тем самым дав посетителю с любым уровнем подготовки, от начинающего до эксперта, выбирать те маршруты, на которых ему будет безопаснее, удобнее и интереснее. Самые продвинутые площадки также начали обеспечивать исчерпывающую информацию о том, как правильно кататься, и предоставлять прокат велосипедов и необходимого снаряжения - все, что необходимо новичку для того, чтобы начать свой увлекательный путь в мир горного велосипеда, либо более опытным товарищам - для развития своих навыков. 

Сегодня, заинтересованные представители общественности (черт их разберет, о каком community идет речь) работают сообща, чтобы определить, что именно могут предложить байк-парки и велоориентированные трейлы. При этом. сами байк-парки могут быть как открытыми, публичными, так и частными, созданными на коммерческой основе. Эти объекты могут быть совершенно разных размеров и форм, от небольших районных памптреков, на которые было потрачено пара тысяч долларов, до огромных муниципальных парков с многомиллионным ценником. 

Без всякого сомнения, многие из тех, кто катается на горном велосипеде, все равно вполне оправданно ожидают, что помимо них на трейле может быть кто-то еще, и далеко не всегда на велосипеде. IMBA потратила 25 лет на то, чтобы помочь велосипедистам, туристам и прочим любителям активного отдыха на природе, как строить трейлы, которые могут без особых проблем использоваться одновременно большинством из них. А байк-парки и велосипедные трейлы только лишь расширяют возможности для горного велосипеда. 

Вы, конечно, можете удивиться, но трейлы — это не только про велосипеды. Более того, велосипедные трейлы — самый молодой подвид. Поэтому в тех же Штатах, катаясь где-то вокруг города, вы вполне можете встретить такую вот незнакомку.

Насколько вообще велоспорт популярен? 

Согласно отчету Ассоциации Индустрии Активных видов отдыха (Outdoor Industry Association), велосипед является наиболее популярным видом активности в Соединенных Штатах. (В России, ясное дело, все эти цифры, могут кардинальным образом отличаться, но статистика продаж именно спортивных велосипедов в том же 12-13м года весьма красноречива) 

К сожалению, даже в наше время, когда в большинстве случаем местная власть идет навстречу велосипедному сообществу, иногда денежные посулы становятся важнее общественного мнения. И такое происходит не только в нашей стране, но и там, где, казалось бы, все уже давным-давно в этом плане благополучно. Так, чуть меньше года назад, жертвой застройки стал легендарный Post Office в местечке Aptos, недалеко от Санта Круза. Старейшие дерты с более чем 15-ти летней историей сравняли с землей. Теперь они живут только в памяти людей.

Прыгать, качать и ловить флоу

Как и в любом другом виде спорта, ориентированная на парки среда маунтинбайка породила свой собственный словарь терминов и слэнговых выражений. И для не катающихся ленд-менеджеров и публичных представителей власти является крайне полезным понимание всех этих терминов вроде “дерт”, “памп” или “флоу”, и представление о том, что эти понятия означают в контексте велосипедных объектов. 

Донести суть дертджампинга, в общем то, довольно просто. Достаточно понаблюдать за детьми на велосипедах, и скорее всего, вы увидите попытки построить простейший вылет из всего, что под руку попадется. С опытом, любители дёрта становятся крайне искусными не только в катании, но и в мастерстве возведения поистине шедевральных конструкций для запуска себя в воздух. 

Дертджампинг — крайне зрелищная фристайловая дисциплина. И хотя обычно дертджамперы не производят особого впечатления серьезных спортсменов — без физической силы, ловкости и сосредоточенности особого успеха тут добиться сложно. Странно, что его до сих пор не включили в программу летних Олимпийских игр — лыжный же фристайл в состав зимних входит..

Пампинг описывает технику набора и сохранения скорости на байке без кручения педалей. За счет смещения веса тела вдоль велосипеда, и за счет его “прокачивания” через кочки и контруклоны поворотов, райдер может двигаться вперед, не используя педали. Соответственно, “памптреком” называется парк или элемент парка, построенный для езды подобным способом. Пампинг тренирует сосредоточенность, внимательность и выносливость. До относительно недавнего времени, данную технику хорошо понимали лишь крайне опытные райдеры, но благодаря широкому распространению памптреков и трейлов, построенных по аналогичному принципу, даже новички стали способны понять, какие преимущества дает работа телом при езде. 

Дети любят памптреки невероятной любовью. Дав им разок попробовать, что это такое, вполне вероятно, что уводить с памптрека вам их придется сквозь детские слезы. Я сам это видел. При этом памптреки являются прекрасной площадкой для физических упражнений — суть пампинга такова, что работать у вас будут практически все мышцы и системы организма.

Флоу - это некое абстрактное понятие, которое описывает ощущения райдера от езды по трейлу, напоминающей движение реки или ручья - максимально плавно и естественно, несмотря на то, что маршрут целиком и полностью проложен человеком. Флоу достигается за счет как можно более полного использования натурального рельефа, серьезного вмешательства в рельеф стараются избегать, задавая такой ритм езды, при котором нет нужды перетормаживать или закладывать излишне резкие повороты. Флоу-трейлы в большинстве своем ориентированы преимущественно на спуск, но допускаются и секции с апхилами (подъемами). За их счет, в том числе, а также используя повороты с контруклонами, роллы и плавные прыжковые элементы получается создавать этакий волнообразный ритм передвижения, тем самым позволяя райдеру передвигаться без лишних дерганий, очень плавно. Именно флоу зачастую и является тем фактором, который заставляет посетителей возвращаться в парк или на тот или иной трейл снова и снова, чтобы еще больше повысить свои навыки и снова получить свою порцию удовольствия. (Именно любовь к этому ощущению «потока», когда кажется, что ты сливаешь с тропой в единое целое, пожалуй, является тем, что, безусловно, связывает и простых обывателей, и профессиональных спортсменов. Поэтому флоу-трейлы — прекрасное решение для организации рекреационной зоны на открытом воздухе. В качестве примера может выступать трейловая система Corner Canyon в штате Юта)

Предвзятость суждений 

Перед тем, как вы продолжите читать, стоит упомянуть еще об одном важном моменте, касающемся данной книги. Акцент в ней делается на вполне конкретном виде парков - профессионально спроектированных и построенных инфраструктурных объектах, созданных в тесном сотрудничестве с государственными органами и общественными организациями, вроде различных парковых департаментов (как вариант - отделы/департаменты/управления по делам молодежи, спорта, туризма и отдыха и т.п.). Конечно, это устанавливает довольно высокую планку для тех, кто собирается продвигать подобные проекты, но результат будет стоить этих усилий. 

Полноценные парки и трейловые системы обычно задумываются и воплощаются благодаря усилиям хорошо организованных сообществ, вроде отделений той же IMBA. В идеальном случае эти сообщества всегда взаимодействуют с муниципальными и другими видами местных властей при планировании и финансировании таких проектов. Долгое и успешное существование подобных объектов возможно лишь благодаря эффективной комбинации труда добровольцев и оплаченных работников (сотрудников тех же парковых департаментов и управлений). Конечно, это не единственная успешная модель, но одна из тех, что по большей части описаны в данной книге. 

Кому нужны байкпарки? 

У многих парковых лоббистов (будем называть тех, кто продвигает проекты байкпарков именно так) часто спрашивают - а зачем любителям горного велосипеда целые специализированные парки, они разве не могут просто по лесу кататься? Если вам тоже вдруг зададут такой вопрос, вот вам небольшая шпаргалка с тезисами:

Для кого они доступны? 

Один из наиболее привлекательных для общественности аспект байкпарков - относительно простые требования к снаряжению для райдеров начинающего уровня, особенно для детей. Довольно простой велосипед и шлем - вот, пожалуй и все, что необходимо для того, чтобы начать осваивать новые навыки и получать удовольствие. В отличие от различных командных видов спорта или платных развлечений, общественные парки - открыты и бесплатны, и могут позволить рекреационным объектам расширить свой социально-экономический охват. 

Обычно, наибольшее количество посетителей приходится на послеобеденное время в рабочие дни (когда дети возвращаются из школы) или на выходные. В зависимости от количества катающихся в местном велосообществе, ежедневная посещаемость для небольших парков (4-8 тыс кв. м) может составлять от 1 до 50 человек в рабочие дни и до 150 человек на выходных. В парках побольше (от 20 тыс. кв. м и более), посещаемость на неделе может доходить до 100 человек, на выходных - от 150 до 300. У парков, спроектированных для больших городов, это число может быть намного выше. 

В байкпарках появляется возможность планомерно развивать свои навыки, без необходимости прыгать сильно выше головы. А за счет того, что подобные объекты обычно отрыты для свободного посещения, то посетителям не приходится платить за полученные знания. Хорошо спланированный парк всегда имеет что предложить посетителям всех возрастов и любого пола. с любым уровнем навыков. Одна из причин, почему городские байкпарки так популярны в качестве места для семейного отдыха - родители спокойно могут тренироваться на каких-то своих темах, в то время как их дети будут осваивать что-то новое в детской зоне. 

Катание на продвинутых элементах требует особенной сосредоточенности и усердия. Недаром дертджамперы часами зависают на своих трамплинах, оттачивая мастерство владения велосипедом в воздухе. Именно возможность постоянного и постепенного прогресса в своих навыках и делает байкпарки столь популярными и заставляет людей возвращаться туда снова и снова. 
Какую выгоду из этого получает общественность? 

Некоммерческая организация Outdoor Iтdustry Association описывает велоспорт как фундаментальный вид активности (в оригинале там Gateway activity, но чет как то не идет на ум нормального аналога): дети, которые в свое время увлеклись велосипедом, с гораздо большей вероятностью в дальнейшем решат опробовать другие виды спорта и будут иметь гораздо более сильную связь с outdoor-миром. Байкпарки это место, где можно упражняться и развиваться целыми семьями, проводя время вместе и с пользой. Помимо того заряда позитива, что байкпарки дают детям, в них вы еще развиваете навыки - вроде чувства баланса, выносливости, уверенности в себе и пространственного воображения - которые могут легко подтолкнуть вас к сознательному использованию велосипеда как основного средства передвижения - в школу, на работу, в местный магазин, или просто исследовать местные тропинки. Что уже само по себе является выбором в пользу здоровья. 

Более того, байкпарки, даже бесплатные муниципальные, вполне способны приносить конкретную экономическую выгоду. Качественные рекреационные объекты с большой вероятностью повысят стоимость жилья в округе (в различных симуляторах градостроителя размещение в жилом квартале даже какой-нибудь простой рампы сильно повышает привлекательность района - именно по этой причине), увеличить привлекательность для туристов, и оказать поддержку местному бизнесу. Различные соревнования, фестивали и другие эвенты являются всегда весьма неплохим шансом для любого локального бизнеса, начиная от забегаловок с хотдогами и байкпшопов, и заканчивая отелями и хостелами. Также байкпарки предлагают большое количество возможностей для проведения различных обучающих лагерей и регулярных тренировочных программ, как индивидуальных, так и групповых. 

(Подробнее о том, какие экономические выгоды может принести развитие маунтинбайка как вида рекреационной активности, читайте в эссе от Дарко Казина «Инвестиции в общественное восприятие»)

Что еще более важно, процветающие байкпарки крайне положительно влияют на качество жизни местного общества и способствуют сохранению и повышению общественной самооценки. Опыт показывает, что ситуации, когда изначальные ярые противники байкпарков меняли свое мнение на диаметрально противоположное, стоило им увидеть готовый успешный проект, и становились его одними из самых активных защитников. 

А как же дебош и хардкор? 

Флоу трейлы и другие подобные специализированные инфраструктурные объекты сейчас наслаждаются сильно возросшей популярностью, но далеко не всем велосипедистам кажется, что это все хорошо закончится. Многие довольно громко сокрушаются о том, что все эти новомодные трейлы слишком адаптированы для райдеров с начальными и средними навыками, и старательно избегают сложных элементов, которые обычно свойственны традиционным синглтрекам. Которые, на самом деле, отличаются определенной сложностью в основном по той причине, что проектировались они не для велосипедов. 

Если кому-то кажется, что в своей новой публикации IMBA сознательно призывает строить только ориентируясь на самые широкие слои целевой аудитории с минимальными и базовыми навыками катания, или что наступила новая эра, в которой нет места жестким, каменистым, полным корней и прочего хардкора трейлам, то он сильно заблуждается. 

Первые два фото — с еще одной трейловой системы в Орегоне, под названием Alsea Falls. Нижние два — как раз с нижней части довольно хардкорного трейла Follow The Leader, который входит в состав Sandy Ridge. Отличительной чертой этого спуска является обилие здоровенных булыжников, которые так и тянут приложиться об них шатунами или педалями, а также корней, дропов с булыжников на корни, дропов с корней на булыжники. Все это на довольно крутом склоне, с тесно расположенными деревьями и резкими свитчбэками. Скучать не придется.

Позиция IMBA всегда заключалась в том, чтобы наиболее точно определить общий уровень местных представителей велосипедного сообщества, и исходя из него принимать решения о том, какого рода трейлы наиболее подходят для того или иного места. 

К примеру, трейловая система Sandy Ridge в Орегоне является смесью из трасс, проложенных как вручную, так и с помощью техники. Здесь найдется трейл для любого уровня навыков, в том числе и дл любителей суровой жести, вроде “Follow The Leader” - трейла, который имеет категорию сложности “двойной черный”, и это на перепаде всего лишь в 350 футов (порядка 112 метров), с набором довольно сложных каменных секций. “Во время строительства, мы получали довольно много просьб сделать более продвинутый, технически сложный синглтрек,” говорит Зак Джаррет (Zach Jarrett),ответственный за рекреационное планирование. “Я думаю, новые трейлы прекрасно дополняют существующую систему”.

Вменяемых видео с нормальным разрешением и соотношением сторон не нашлось, поэтому желающие посмотреть на то, что из себя представляет вышеупомянутый Follow The Leader, могут сделать это на Vimeo.

Чуть позднее вы сможете узнать несколько больше о том, как создавались трейлы для продвинутых райдеров в эссе от Джаррета под названием “Определение потребностей для создания места катания.”

Современные байкпарки 

На заре появления муниципальных байкпарков, велосипедисты не стеснялись испрашивать разрешения на доступ и использование только самых неприглядных и бесполезных территорий для своих проектов - тусклые поля на окраине города, или заброшенные индустриальные площадки, вроде полуразрушенных заводов или строек банкротов, на которых с трудом можно было найти хотя бы горсть пригодного для строительства грунта. И в большинстве случаев райдерам приходилось довольствоваться несколькими прыжковыми линиями, причем в большинстве случаев исключительно экспертного уровня, и, возможно, памптреком. И катались они там до тех пор, пока билдерам не надоедало поддерживать парк и он не приходил в запустение. (В качестве примера может выступить история I-5 Colonnade и построенного впоследствии Duthie Hills в Сиэттле

Сейчас же мы живем в эру байкпарков. В наше время эти площадки стараются строить в как можно более привлекательных местах, с легким доступом, а муниципальные власти выделяют на них средства точно так же, как и на любые другие рекреационные объекты. (Вы можете сказать - ну, это у них там за границей так. На что я вам могу привести в пример как минимум три объекта в Москве, построенные на бюджетные деньги, и напомнить про Краснодарский край, в котором капитально развернули свою деятельность XSA - опять же, при непосредственной поддержке властей, хоть и их формат несколько отличается от MTB. Так что возможно все). Современные парки проектируются из расчета на широкую целевую аудиторию, с абсолютно разными предпочтениями и навыками в катании, и с таким разнообразием элементов, чтобы у райдеров была причина возвращаться туда на протяжении многих лет. Тщательное обслуживание, и регулярное обновление и улучшение элементов и линий являются залогом того, что парк не потеряет свою привлекательность в течении долгого периода времени. И они больше не являются бельмом на глазу для некатающейся публики, а становятся весьма ценным активом для городских властей.

Принципы прогрессии

Идея поступательного прогрессирования не уникальна для байкпарков или велоспорта вообще, но она является одной из тех фундаментальных концепций, которые помогают создать успешный и эффективный велосипедный объект. Причем в сути своей, эта концепция крайне проста - помните, есть такая поговорка, что перед тем, как начать ходить, нужно научиться ползать, а перед тем, как начать бегать, стоит научиться ходить. Во многих традиционных видах спорта - в таких, как горные лыжи, гимнастика или бейсболл - есть определенные программы, в рамках которых спортсмены развивают свои навыки, ориентируясь на достижение конкретных измеримых целей и результатов. В более молодых видах outdoor-спорта, вроде того же горного велосипеда, подобные программы пока еще толком не выработаны, но появление специализированных велосипедных объектов позволяет с большей легкостью обеспечить возможность прогрессивного оттачивания навыков. 

Основной стратегией при использовании данного принципа в рамках байкпарка или флоу трейла является предоставление райдерам возможностей практиковаться на элементах, имеющих одинаковые формы и общий дизайн, но постепенно увеличивающихся в размерах/сложности. Допустим, в случае с прыжковой секцией, весьма распространенной является практика создания нескольких линий (обычно не менее трех), выполненных в одном и том же стиле (обычно это столы), с сохранением подобия, но с разными размерами и расстояниями между столами, таким образом, чтобы перейти на следующий уровень, райдерам нужно нарастить свою скорость и прыжковые качества.

Примеры исполнения парка, ориентированного на постепенный прогресс посетителей. Elk Grove Bike Park сверху и North Valley Bike Park в Альбукерке, Нью Мехико

Идеальным является такой дизайн парка, при котором райдер сам в состоянии понять, что он готов к переходу на более сложные элементы или линии. К примеру, если маленькие и средние прыжковые линии требуют примерно одинакового уровня навыков, а самая большая - требует на пару порядков выше, то вся секция уже априори не сможет обеспечить должной прогрессии. Из той же серии, лограйд на высоте нескольких дюймов (скажем, 10 см), вряд ли сможет вас подготовить к шору на высоте метра или более.

Прогрессия играет крайне важную роль в безопасности райдера и в управлении рисками. Для посетителей далеко не всегда является очевидным, поэтому зачастую весьма необходимы различные предупреждающие знаки и подобная прочая разметка секций и линий по сложности. Общая разбивка парка также играет роль: посетители должны иметь возможность легко разобраться, какая часть парка наиболее подходит для их уровня катания, и где вообще какой сложности линии расположены. Особенно удачной является практика размещения линий различной сложности параллельно друг другу, чтобы новые посетители парка смогли, наблюдая за другими, решить, какая же больше соответствует их уровню. 

Ну и, в конце концов, обеспечение возможности плавно прогрессировать это одна из ключевых стратегий в создании устойчивого интереса к парку, превращении его в увлекательное и привлекательное место. С одной стороны, новичкам нужны зоны, в которых риск сведен к минимуму, где все элементы и их размещение учитывают низкий уровень посетителей, обеспечивая плавное и мягкое введение в мир горного велосипеда. С другой стороны, достаточно опытные и умелые райдеры должны быть в состоянии найти для себя что-то действительно сложное и интересное, чтобы они могли продолжать развивать свои способности. И в идеале, все, кто находится между этими двумя крайностями, должны иметь возможность постоянно открывать для себя что-то новенькое, что давало бы им повод снова и снова возвращаться в парк.