Данная статья основана на опыте строителей NSMBA (North Shore Mountain Bike Association), и описывают некоторые типичные ошибки в технике строительства трейлов в лесной полосе. Во многом их причиной является те условия, которые существуют в дождливых лесах региона North Shore of Vancouver, где территория имеет местами очень крутой рельеф, верхняя часть почвы включает в себя много органики, а вокруг в большом количестве доступен вечнозеленый кедр.

Ошибка первая - отказ от использования обычной, натуральной древесины.

Многие строители считают, что гораздо проще использовать древесный материал, взятый неподалеку от дома - старые хоккейные клюшки (!!!), деревянные палеты, заборные доски и прочий подобный хлам. Однако, они не учитывают, что во влажном лесу подобный материал долго не продержится, к тому же, он совершенно не вписывается в окружающую среду. Помимо этого, та химия, которая могла использоваться при обработке этой древесины, может быть токсична для местной флоры и фауны, а если она еще и в воду попадет, то у вас вполне вероятно возникнут проблемы с законом.

Одна из важнейших вещей в трейловых работах, о которой никогда не стоит забывать - это внешний эстетический вид. Любая тема на трейле должна не только быть предельно функциональной, она должна еще и круто выглядеть, вписываясь в ландшафт! Обработанная древесина для этого имеет слишком стерильный вид, который слабо согласуется с "дикостью" трейла (не забывайте, самый лучший трейл выглядит так, как будто он существовал здесь всегда). Именно поэтому самые круто выглядящие и долго служащие шоры выполнены из кедра.

Примером такой удачной конструкции может послужить шор на фотографии выше, или из одной из предыдущих статей:

Если взять шор с заглавного фото, то он достаточно широк, рунги достаточно близко друг к другу, чтобы обеспечить хорошее сцепление, а сам он расположен таким образом, что проходит через обнаженную эрозией почву, поверх упавшего старого бревна и старого пня. При этом вокруг достаточно мертвого кедра, который может быть использован трейлбиледрами взамен того, чтобы тащить с собой и пилить брус 2х4 дюйма.

Когда люди осознают то, что вокруг них предостаточно натурального материала, они начинают заодно понимать, что выполненные из полностью натуральных материалов постройки и выглядят лучше, и стоят дольше.

Ошибка вторая - зубочистки (использование слишком тонких или редких рунг)

Еще одна распространенная ошибка - использование слишком тонких рунг, либо расположение их слишком далеко друг от друга. Билдеры, которые так делают, попросту очень нетерпеливы. Поэтому лучший способ исправить эту ошибку - уделять процессу изготовления дощечек и их укладке несколько больше времени.

На фото ниже можно увидеть шорный мост, построенный с целью обойти топкое и грязное место, направив райдера вдоль по стволу упавшего дерева, с последующим съездом за топью. К тому же, его можно или съехать с него.раньше.

На следующем фото изображен этот же шор, но уже с другой стороны, с видом на съездную рампу. И этой рампе требуется определенный ремонт. Если бы на этом трейле был высокий трафик, то ремонтировать бы ее пришлось уже в течении года после постройки. А все почему? А потому, что рунги расположены слишком далеко друг от друга и недостаточно толстые. Поскольку это трейл для начинающих, райдеры начинают тормозить в самом начале спуска с шора, поэтому верхняя часть рампы пришла в негодность очень быстро.

Ниже еще один пример плохого исполнения шорного моста с тем, что в NSMBA обычно называют "зубочистками" - очень тонкими поперечинами на очень большом расстоянии друг от друга. Это старая часть трейла, где строители хотели сделать линию вдоль ствола упавшего дерева. Хотя попытка была неплоха, рунги прибиты к лежащим стволам.

 При создании подобных конструкций можно использовать одно очень хорошее правилом - задавать себе вопрос, а сможет ли мой ребенок (или моя собака) пройти по этому мосту и не переломать себе ноги, попав в щель между рунгами? Если такой риск есть, то лучше переставить рунги ближе друг к другу. 

Однако, при этом поперечины не должны располагаться слишком близко друг к другу. В идеале, расстояние между ними должно быть порядка 3-4 см, но кто будете это мерить? Зато подобные зазоры позволят грязи не скапливаться на шоре, и сами рунги будут быстрее сохнуть, а вот ноги как раз проваливаться не будут.

Ошибка третья - отсутствие флоу (flow)

Флоу это настолько своеобразное понятие, что оно часто используется не по назначению и часто не допонимается до конца. Согласно легенде, термин это был введен Дэном Dangerous Кованом для описания серии конструкций и элементов трейла, расположенных таким образом, что райдер при езде по трейлу мог плавно переходить с трейла на элемент, с элемента на трейл - то есть перетекать, словно река.

При этом, очень часто многие неумелые райдеры говорят об отсутствии флоу на трейле, пытаясь скрыть, на самом то деле, отсутствие у них достаточного навыка. Особенно часто это говорилось про трейлы Pink Starfish в 1999-2000 или про "Circus" на ранних этапах его существования.

Однако, все же нередко случается так, что даже обладания навыком уровня эксперта недостаточно, и что сам элемент и место его расположения выбраны крайне неудачно. Например, на следующем фото изображен сегмент трейла, где райдер должен сначала проехать по выдолбленному стволу кедра, заехать на небольшой шор, потом резко сделать тейлвип на скинни и съехать на другой шор. Учитывая, что эта часть леса практически всегда влажная, практически никто не смог сделать подобное движение. и в итоге люди попросту обходили эту секцию справа от дерева.

Или вот еще один пример элемента, который был хорош в теории, но оказался не очень на практике. На фото изображены две траектории проезда через небольшое грязевое болотце. Это только на фото оно выглядит очень сухо.

Левая траектория обычно всегда скрыта под водой, поскольку она лежит ниже. Правая проходит по выдолбленному узкому бревну. Сама по себе колея в бревне - не проблема, даже райдер со средними навыками спокойно ее проедет. Но вот выезд с этого бревна под углом меньше 90 градусов точно доставит всем проблем. При этом выезд практически всегда мокрый, грязный и скользкий. Это еще один пример того, как строители сделали альтернативную траекторию близкой к непроезжей.