Впервые я познакомился с этими парнями в таком уже кажущемся далеким 2013м году, когда они первыми купили мои первые маклауды. А потом докупили еще и их уменьшенный вариант. После этого мне нередко доводилось слышать рассказы от друзей, хоть и далеких от экстремального МТБ, но все же любящих что-то новое, о задорных трассах в районе Щелково. А еще через какое-то время в сети стали появляться довольно сочные фото, на которых были запечатлены не менее сочные фигуры и линии кожинских трейлов. Ну а с появлением Spotmap’а это место стало весьма известно в узких кругах.

Но чуть больше месяца назад произошло событие, о котором было бы просто преступлением не рассказать широкой велообщественности, и которое окончательно меня убедило в том, что пора бы уже побеседовать с одним из тех, кто стоит за появлением одно из лучших спотов восточного Подмосковья. Речь идет о том, что — !внимание! — с ребятами самостоятельно связались представители PR-службы МТС, и предложили свою финансовую помочь. Конечно, тут речь не идет о грантах по типу тех, что раздают в Штатах или Европе такие гиганты как Trek, Bell или SantaCruz, но в нашем случае само такое событие является чем-то из ряда вон выходящим. Примеры прямой финансовой поддержки спотов со стороны компаний в нашей стране можно пересчитать по пальцам одной руки, и то  —  еще и пальцы свободные останутся. Но раз даже совершенно не велосипедные компании обращают свое внимание на подобный вид активности, то, возможно, еще не все потеряно.

Итак, сегодня мы будем беседовать с Евгением Вяткиным, одним из основателей QКожино.

Евгений, привет. Для начала, несколько стандартных общих вопросов. Как давно ты катаешь, чем занимаешься в свободное от копания время?

День добрый! Если не брать в расчет детские годы, когда на великах по дворам гоняли почти все, то с велосипедом плотнее познакомился в 2009 году. Это был хардтейл и на нем я старался участвовать в различных велоорентированиях, рогейнах и мультигонках.  В мае  2011 года мы с моим хорошим другом решились посетить серьезную мультигонку в Крыму, и под это дело поехали туда немного заранее до соревнований, чтобы акклиматизироваться. Я тогда предложил остановиться в Алуште, сказав, что слышал про местные велосипедные трассы. И вот первый день в Алуште, на остановке троллейбуса мы встречаем ребят на ДХ из подмосковного Ерино и они соглашаются показать нам Мамонтову. Через час мы с огромным любопытством поползли по ней на тормозах. Но на выкате трассы мой друг все же ломает себе ключицу. В общем на ту мультигонку мы так и не попали, а вот понимание того для чего нужен горный велосипед мы приобрели. И дальше было уже участие в СуперД и мысли о том что не мешало бы иметь пару трамплинов рядом с домом.

И также вопрос, который мы задаем всем нашим собеседникам - как вы дошли до жизни такой?) Почему решили копать?

Дело в том, что от хорошего копания удовольствия столько сколько и от хорошего катания, а хорошо покатать на нашей равнине сложно, проще копать.

Кто, помимо тебя, стоял у истоков этого спота? Есть какой-либо постоянный костяк, который участвует в большинстве работ? Кому респекты выражать?

Первую трассу в «нашем» лесу, мы разметили с Денисом Шитовым, затем он стал интересоваться фиксами и больше мы его не видели.  Я с тех пор как-то побаиваюсь этого велосипедного направления, вдруг затянет.  Ну а с респектами это конечно к нашей основной команде, все те кто гонят на соревнованиях под QКожино, те и участвуют в создании спота.

Как много времени вы проводите с лопатами в руках в лесу?

Если получается организовать полноценный один день в неделю, то это хорошо. Тогда как правило приходит основная часть нашей команды и мы еще стараемся случайных катающихся организовать. Но чаще это пол дня или вечер, среди рабочей недели и мы вдвоем втроем что-то ковыряем до темноты, в тайне от жены. В общем стараемся в свободное время.

У вас довольно качественные и разнообразные темы на трейлах, вы с самого начала уже знали, что и как должно выглядеть и как это вообще построить, или фигуры претерпевали значительные изменения по ходу дела?

Если так получится что вы придете к нам на спот и увидите, как мы ставим очередной вылет, то сложится впечатление что мы впервые друг друга видим и сейчас сделаем какую-то глупость. А если по правде то конечно были разные ситуации. И строили действительно неплохие вещи с первого раза и переделывали по три раза, и есть даже такие на которые было потрачено много времени, но в итоге это оказалось фигня фигнёй. Из хороших моментов могу сказать, например, про 7-ой трамплин на III трассе. Построили мы его после того как откатали один денек в Ерино и прониклись теми монументальными строениями.  Вот про это могу отдельно сказать и посоветовать коллегам строителям, вместо того чтоб шарить фото и информацию по интернету, куда лучше сгонять в какое-нибудь годное место и в живую посмотреть. Главное, чтоб место было соответствующие, не заброшенное. без всяких там жидких тем из паллетов и жердочек.

Почему Кожино - понятно, а вот почему Q?

А вот тут и сказать толком нечего. Надо было придумать название команды, вот мы ничего посерьезнее и не придумали. Но два раза перед нами приседать не надо.

Я знаю, что в свое время вы подумывали как-то установить дружеские и товарищеские взаимоотношения с местными лесниками/егерями, типа - вы все делаете аккуратно, живые деревья не пилите, мусор убираете, а они вас не трогают? Чем в итоге все закончилось?

С тех пор те дружеские отношения и существуют. Еще была попытка через спорткомитет присоединить/отдать наши трассы на баланс ДЮСШ, но это тема так и не продвинулась. На данный момент мы так и существуем не оформленными. О нас знают и в администрации, и в лесном хозяйстве, и все всех устраивает. В дальнейшем мы конечно за легализацию спота, но это в дальнейшем.

Как там, кстати, маклауды поживают?)

Отлично поживаю, недавно расчищали новую трассу. Все зубья на месте, да и проблем с ними не разу не было, хорошие вещи у вас тогда получились, спасибо вам!

Сколько у вас вообще сейчас трейлов, и какова их суммарная протяженность?

Примерно 7  трейлов, если не считать различные варианты комбинаций, каждый примерно метров по 200-250, смешно конечно, но. Но летом в будни и после работы они прям с удовольствием заходят, а потом еще купание в карьере, и красота получается.

Теперь поговорим о том инфоповоде, что стал толчком к этому интервью. МТС помогли вам финансово, на что хватило пожертвованных ими денег?

Там фотография была, она явно показывает на что. Теперь у нас есть отличная средняя пила, новые лопаты и грабли, пара сучкорезов и тачка. Старую тачку к слову у нас увели из леса, новая пока лежит в гараже, и мы возим каждый раз ее на спот. Этих инструментов еще лет на 5 хватит.

То есть, получается, часть инструментов храните в лесу? Часто тащат? И как вообще всякие праздношатающиеся грибники да дачники к вашим темам относятся? Бывают конфликты с обывателями?

На споте у нас спрятано пара лопат, грабли, метелка и тачка. Крайняя тачка прожила два сезона пристегнутой к стволу дерева в молодом ельнике. Можно сказать, что таскают у нас редко.  Хороший инструмент в лесу мы не оставляем, а каждый раз привозим его на авто.  На данный момент у нас есть два полноценных комплекта инструмента — один у меня, второй у Романа Сальникова. Это удобно тем, что мы можем обеспечить 4-5 человек инструментом без особых напрягов, если один из нас не смог прийти. С 2011 года у нас был только один спорный случай с председателем одного из ближайших СНТ, а грибники как зомби шатаются по всему лесу и не здороваются.

Про случай с председателем СНТ. Этой весной мы расчищали новый трейл, с нуля посреди леса. Естественно, работали бензопилой, и уже ближе к завершению расчистки подходят двое мужичков, представляются лесниками и говорят, что это мы тут охренели. Мы с ними вежливо поздоровались и говорим: с вашим старшим мы знакомы, сейчас ему наберем, он про нас в курсе. Звоню леснику, говорю, что нас тут ваши прессуют за просто так, и передаю телефон этим ребятам. Они начинаю мяться и говорить, что не совсем лесники. В итоге все кончилось удачно, мы их провели по свежерасчищенному трейлу, показали, что ни одного живого дерева мы не срубили и вообще молодцы. Затем обменялись телефонами и поблагодарили их за бдительность.

Раньше у вас уже был какой-либо опыт взаимодействия со спонсорами?

Нет, нам не приходилось, да и само понятие «спонсор» к нам немного не подходит, у нас слишком малая и специфичная аудитория посетителей, мы толком не можем что-то рекламировать, смысла в этом нет. Проводить соревнования мы как не собирались, так и не собираемся. В 2015-2016 годах мы становились призерами премии «Наше Подмосковье» и получали денежные гранты, которые направляли на содержание спота и нашей команды. Но история с этой премией «Наше Подмосковье» опять не про спонсоров.

Кстати, пару слов об этих конкурсах, для тех, кто не в курсе. Это ежегодная премия губернатора Подмосковья, призовой фонд которой составляет 180 млн рублей. Всего выбирают 3000 победителей, которые получают от 50 до 300 000 рублей, по усмотрению жюри. Также есть три номинации, в которых победителям выдается по 100 000 каждому. Поэтому, минутка Дудя в нашем уютном - сколько вы выигрывали и в каких номинациях?  

В 2015 и 2016 году мы участвовали и занимали вторые места. Номинация у нас была “Активное Подмосковье” в 2015  и “В Движении” в 2016 году. За второе место мы получили 135 000 рублей. В этом году мы тоже участвуем, посмотрим, как поступит жюри.

В 2015 году у нас было много сомнений с этой премией. Мы опасались, что нам могут запретить и всячески пресечь нашу инициативу, но все оказалось наоборот.  На удивление, все очень положительно отнеслись к нашему проекту, людям было интересно. Это я про то, что каждый проект, кроме публикации на сайте, еще и проходит защиту в администрации района с местным жюри. Жаль, что данная тема есть только в Московской области.

Чтобы ты посоветовал тем, кто хотел бы претендовать на подобные премии, но не знает, с чего начать и как вообще подступиться к подобной задаче? В чем, по твоему мнению, лежит ключ к успеху в подобных конкурсах?

Про ключ, это у членов жюри надо узнавать. Посоветовать могу следующее: для начала, надо участвовать и не думать о том что это все шляпа, и шансов ноль, и лишь только время на это дело потратим, и вообще все зря. На сколько я понимаю, статистика их сильно интересует, кто и как участвует в проекте, когда и сколько народу к вам приезжает. Вероятно, надо показать серьезность своих намерений. Также мы специально под это дело делали фотографии и схемы. А текст презентации лучше составлять в компании единомышленников. Идей, про что и как писать, у вас будет гораздо больше, нежели назначить кого-нибудь одного на это дело.

Довольно интересный, по крайней мере - для меня, вопрос - каковы были условия поддержки со стороны МТС? Это разовая одиночная акция, или возможно продолжение сотрудничества между вами?

Про условия поддержки. Это был один из первых вопросов, которые я задал той девушке с PR-службы МТС. Да и развешивать красные баннера по лесу было бы делом немного странным. Оказалось, что крупные компании могут позволить оказать помощь за просто так, и одной публикации в соцсети будет вполне достаточно. Не сразу удалось в это поверить, но, как было сказано, так на деле и получилось. Про продолжение сотрудничества (если можно так выразиться) мы разговаривали, и есть надежда, что оно будет. Если кому-то интересно, как мы смогли вообще с МТС связаться, то дело было так: был обычный будний день, и ко мне в ВК приходит сообщение, что, мол, мы узнали о вашем проекте с велосипедными трассами и готовы его поддержать. Получается, что это они сами нас нашли. Получается, что хорошо и в нужную сторону работает PR-служба компании МТС.

Не многие в курсе, но на прошлые новогодние каникулы мы планировали собраться у Темы Коваля на Собере, устроить этакий трейлбилдинг-джем. Однако, буквально накануне выезда на горе сыпанул снег, и выпало до метра пухляка. Поэтому пришлось отказаться от поездки, хотя, что вдвойне обидно, буквально через несколько дней там снова было +15. Но, насколько мне известно, вам удалось заехать к Артёму уже ближе к весне, где вы и покопали от души. Тема обещал про это написать подробнее, но так и не написал, так что придется тебе рассказать, как всё было) Атмосфера, условия, что успели сделать, вот это все.

Это был февраль, и поэтому идея куда-нибудь уехать уже сама по себе прекрасна. Да и как раз 3 выходных дня выпало. Мы поехали туда втроем — я, Роман Сальников и Леха Сатинаев. Вечером после работы сели в авто, и уже к обеду были на Собере. Артему написали в ВК, что едем, ждите. Ответ был в духе Коваля: поднимайтесь по грунтовке на Собер, как увидите Хёндай, спускайтесь от него вниз до ручья. Ну ок, подъезжаем, встречаем ребят, которые челночат, таская охапки досок в низ ущелья, переодеваемся и помогаем им. Ребята прокладывали трейл «Феншуй» по руслу действующего ручья. Мы постарались сразу влиться в происходящее, чтоб не отставать от коллектива. Честно скажу, было интересно — покопать и построить что-то в настоящих горах, для людей, которые живут на равнине, это прям вот оно, сейчас вот говорю об этом, а самому еще этого захотелось. Масштабно там. Интересно было посмотреть на специфику работ. Например, шоры мы совсем по-другому делаем, да и генератор, стоящий посредине ручья в центре леса —  тоже интересно. Киркой, допустим, мы вааще не работаем, а там Леха ее проклятую два дня из рук не выпускал, круто!  Круто, но и дико тяжело, у нас в Подмосковье редко, когда так упахаешься, а там два раза доски отнес и все, здравствуйте.   Отлично, в общем, и ребята там отличные, душевно нас встретили, два совместных вечера нам организовали, посидели, попили, пообщались, красота. Надеюсь, и этой зимой удастся сгонять на Собер с лопатами. А когда мы в мае на гонку приехали, и Артем сказал, что вот этих ребят поднимать три дня на гору бесплатно, приятная была неожиданность.

Раз зашла речь о шорах - я заметил, у вас там довольно много дерева использовано, причем неплохие такие стволы. А местами даже рунги самодельные. Прям так хорошо все с сухими упавшими деревьями? И в чем отличие краснодарского стиля от вашего?

После засухи 2010 года за елки активно взялся короед, и ситуация по всей Московской области, можно сказать без преувеличения, катастрофическая. Нас, естественно, это тоже задело. Можно посмотреть на I трассу и не узнать ее после вырубки сухостоя, а раньше там был шикарный еловый лес. Именно поэтому сухих елок у нас с избытком. Конечно, колются на рунги они не так, как “специальные шорные сорта” из Канады, но если помогать им бензопилой, то вполне сносно.  К примеру, на 17-ти метровый шор мы потратили 6-7 поленьев по 70-90 см, диаметром 40-50 см. У рунг для нас есть только один минус — накат на них хуже, чем на досках, а в этом опять плоскач виноват.

Основное отличие в постройке шоров в том, что мы используем два продольных бревна, на которые наколачиваем рунги или доски, а у ребят  на Собере преимущественно дубовый лес. И проще получается положить всего одно дубовое, тяжеленное, сухое бревно, которое еще нас переживет. И на нем сколотить короб, на который лягут рунги или доски. Нет, ну конечно они не абсолютно везде так делают, но мне понравилась их идея.

Как тебе вообще сама идея такого выездного трейлбилдинга, как думаешь, стоит ли пытаться развивать ее в масштабах всей страны?

Пытаться развивать конечно надо, создавать условия для этого, такие как жильё/трансфер, но реалии жизни таковы, что не у всех, кто искренне хочет, получится. Наиболее актуально, я считаю, привлечение местных ребят, ведь именно на местных ребятах и держится каждый спот. Никто не поедет издалека строить и содержать локальный спот. Пока есть 2-3 основных человека, и до тех пор, пока им он нужен, спот будет существовать. И если по каким-то там причинам на него забивают, то все. Поэтому важно, чтобы было то поколение местных, которое сможет продолжить и развивать начатое дело.

Есть ещё места, куда бы вам хотелось съездить с лопатами, чтобы обустроить природный ландшафт?

О, да.  Мы в этом простые, не избалованные, подойдут любые горы.

Теперь у вас куча крутого инструмента, благодаря МТС, какие планы на развитие, что нового стоит ожидать в QКожино?

На следующий год, скорее всего, будем переделывать все старые шоры, время идет — дерево гниет. Надо менять или на новые шоры, или на трамплины, пока не утвердили. Шоры только народ не особо катает.  Еще в планах дерты, и их уже начали строить, надеемся таким образом привлечь новую аудиторию, да и самим интересно.

Из актуального - даунхилл умер?

Кубок мира еще вроде проводят, так что все в порядке. Ну никто же не виноват, что эндура так хороша!