Деревянные конструкции являются неотъемлемой частью трейлов в North Shore, BC. Они позволяют легко соединить между собой части трейла, лежащие по разные стороны от труднопроезжаемой или заболоченной и грязной территории, пересечь небольшие овраги, большие упавшие деревья или русла ручьев или мелких речек. Ну, и заодно разнообразить и без того неплохой рельеф. Но, каким бы долговечным не был канадский кедр, постройки из него рано или поздно все равно приходят в негодность. В данной статье пойдет речь о том, правильно осуществлять обслуживание деревянных конструкций, на примере ремонта одной из секций на трейле Boogieman, North Shore, BC, Canada, прошедшего в рамках одного из Trail Days NSMBA.
Очевидно, что эта секция уже весьма небезопасна
Проблема не только в том, что не хватает нескольких рунг, но и в том, что начали подгнивать оставшиеся рунги и даже несущие балки-стрингеры.
До начала работ. Прежняя секция исправно служила более 13 лет, но пришло время ее срезать, чтобы поставить новую, которая должна прослужить не меньшее время.
Итак, встречайте героя данной статьи - Sean Gerke, профессиональный трейловый рабочий, и его "Gaz Fueled Axe" - Stihl 20" MS260
Прекраснейшая вещь - бензопила, особенно если она находится в умелых руках грамотного строителя. Порой даже диву даешься, насколько это удобный и универсальный инструмент. В этот раз он был использован на все 100% - с его помощью срезались части старой конструкции, распиливались новые лаги, выпиливались пазы на поперечных несущих балках.
Еще один, не менее важный инструмент в деле трейлбилдера - ведро. Казалось бы, простое ведро? Но на самом деле, это невероятно удобный и простой способ при переноске грунта, поскольку ямы, где вынимается грунт, используемый в строительстве и обслуживании, тщательно выбираются, причем далеко не всегда рядом с основным трейлом, с таким расчетом, чтобы возможный вред окружающей среде или вклад в развитие эрозии оказался минимален. А носить землю на лопате за пару десятков метров до нужного места - ну это для извращенцев. Да и КПД стремится к нулю.
Не менее полезный и нужный инструмент, когда вам нужно ковыряться в жесткой и твердой каменистой земле - кирка. Выбирайте получше, а то если она будет слишком быстро тупиться, вы больше времени потратите на заточку, чем на работу.
Пару слов о переноске всех этих нужных инструментов. Очень важно уметь правильно складывать и упаковывать переносимые вами инструменты. Поскольку они весьма массивны и многие из них имеют острые кромки, во первых, убедитесь, что они надежно зафиксированы в вашем рюкзаке (если вы переносите их на спине), чтобы ничего не било вам в спину, во вторых - обезопасьте режущие кромки чехлами. Лучше всего, конечно, использовать специальные тележки, на которые можно все это погрузить.
Шон выпиливает части старой конструкции, и полностью освобождает место для новых элементом от мусора.
После чего демонстрирует, как лучше всего сделать ровные и прямые рунги 5 и 8ми сантиметровой толщины, для различных нужд. Небольшая кувалда и клинья для колки позволяют направить раскол прямо вдоль волокон, давая возможность получить идеальные рунги. Еще несколько штук Шон сделал потоньше, для барбекю из лосося, который получился с интересным привкусом от кедрового дыма. Удивительный человек)
Даже во время такой, казалось бы, простой операции Шон не снимает защитное снаряжение.
Результат его работы. Идеальные рунги внушительной толщины - такие выдержат любого райдера. Кедр является прекрасным материалом не только благодаря своему природному свойству очень хорошо сопротивляться гниению, но и за счет того, что его структура обеспечивает очень хорошее сцепление.
Шон и еще один весьма опытный трейлбилдер, Джейк, отмеряют место расположения новых опор и необходимую длину лаг с помощью проверенной рулетки.
Как говорится - семь раз отмерь, один раз отрежь.
Опоры устанавливаются в вырытые с немалым трудом в каменистой земле ямы.
Стоит отметить, что грунт снизу может весьма отличаться от того, что виден на поверхности. И углубиться даже на метр может быть весьма непросто. Но, поскольку опоры являются тем элементом, который обеспечивает жесткость, устойчивость и прочность всей конструкции, нужно всегда стараться копать на достаточную глубину - порядка 30 см на каждый метр (так называемое правило 1/3) опоры от земли. Выкопанный грунт же легко идет на создание нового приземления.
Послу установки опор, оставшееся вокруг них место в яме заполняется смесью из камней и земли/песка, тем самым довольно прочно закрепляя опору.
В итоге, 9ти футовая опора вкопана в землю на глубину 3х футов и закреплена смесью булыжников и земли.
Поверх опор укладывается поперечная балка, которая послужит опорой непосредственно для лаг. В ней можно увидеть специальные пропилы, которые были сделаны специально для того, чтобы как можно лучше подогнать все элементы друг к другу.
Хоть верхняя часть и была в неплохом состоянии, принимается решение все же немного ее упрочнить, уложив на новое, более массивное и прочное кедровое бревно, и уплотнением грунта вокруг с помощью камней.
После чего поверх укладываются основные несущие балки. Они порядка 20 см в диаметре, и прослужат очень долго. Прочные, очень прочные.
Шон делает еще пару пропилов, на этот раз для установки несущих балок.
Установка несущих балок конечного сегмента - рампы. Нижний конец будет установлен на бревно, и закопан смесью булыжников и земли.
Шон расчехляет свои футляры для гвоздей от Dakine, доставая 125мм и 250 мм оцинкованные гвозди, для скрепления рунг и балок.
Кедр - довольно прочная древесина, и вколотить 250 миллиметровый гвоздь не так уж и просто. Хотя, гвозди забивать этот парень, видимо, в школе не очень хорошо научился))
Неиспользованный материал складывается под шорным мостом - он пригодится в дальнейшем, дальше по трейлу тоже есть что подремонтировать.
Итак, фото секции до
и после
И напоследок - видео о том, как все это делалось
June 2011 Steed Tail Day from Connor Macleod on Vimeo.
По материалам Steed Cycles Blog.